ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК



Модерн

Модерн (от франц. moderne - новейший, современный), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала ХХ вв.

Танец модерн - общее название танцевального искусства, преимущественно 1-й половины ХХ в., во многом определившего пути развития современной хореографии. Главное в нем - не повторение заученных па, а выражение индивидуальности, переживаний танцовщика. Эта система танца объединяет множество самостоятельных направлений, связанных с именами великих исполнителей и хореографов: Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мэри Вигман, Марта Грехэм, Дорис Хэмфри, Рудольф фон Лабан, Мерс Каннингхем и др.


танец Модерн


«Модерном» зовется все то, что непонятно и не похоже ни на что, все, что «плохо лежит» на полках танцевального искусства. «Модерн», вернее, его создатели и исполнители, вначале и не думали создавать какой-то новый танцевальный стиль в век главенства классического и историко-бытового направления. Просто возникали попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство. Академический классический танец признавался как необходимый тренинг для танцовщика, но не как средство выражения чувств и переживаний на сцене. Постановки в стиле модерн известных классических балетов имеют мало общего с традиционными постановками. Балет, с его плавными легкими чертами, использует традиционную технику, в которой есть установленный список движений и название каждого па. Модерн же мастерит танцевальные движения из самых неожиданных фантазий: ломаные движения тела, ассиметрия, эффектные бросания на пол, немыслимые акробатические фигуры, оптические спецэффекты. Модерн - это авангард балетного танцевального искусства, вечный поиск чего-то нового, этот стиль постоянно видоизменяется.

В последнее время появилось множество самобытных техник модерна, разработанных ведущими педагогами и хореографами. В Европе для них принято общее название «contemporary». Термин «модерн» больше распространен в Америке.


танец Модерн


Модерн весьма демократичен, он позволяет выступать людям, пластически одаренным, но начавшим танцевать уже взрослыми и не обладающими достаточными данными для классического балета.

Идеи танца модерн предвосхитил в 1830-х гг. французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт. Он открыл связь между жестом, голосом, эмоциями и чувствами, и утверждал, что только жест, освобождённый от условностей, способен правдиво передать все нюансы человеческих переживаний.

Модерн процветал в тех странах, где традиции классического балета были слабы – например, в США, куда балетные труппы приезжали из Европы. Несмотря на то, что модерн изначально появился в Европе, с тридцатых годов центром танцевальных экспериментов стали США – стали и являются до сих пор.

Айседора Дункан была первой американской танцовщицей, которая создала свободный, естественный танец, вдохновленный связью с природой, ввела в обращение идею естественного дыхания. Она давала сольные театральные представления, обладавшие большой драматической выразительностью, разработала целую эстетику простых сценических декораций и костюмов, вернула танец от функции развлечения к функции самовыражения.

В 1914 г. американские танцовщики Рут Сен-Дени и Тэд Шон основали школу современного танца «Денишон». Рут Сен-Дени, вдохновленная Востоком, обращала внимание на связь танца с географическими и культурными регионами, искала основы танца вне классического балета, была первой танцовщицей, которая из традиций и приемов варьете создала серьезный концертный танец. Тэд Шон создал технику и курс упражнений специально для мужчин.


танец Модерн


Марта Грехэм разработала собственную технику танца модерн, связывая движения тела с эмоциями, используя выразительные жесты и позы, и в 1927 г. основала в Нью-Йорке свою школу. Наибольшую известность принесли ей постановки, посвященные необыкновенным женщинам - героиням европейской истории и античной мифологии.

Мари Вигман выражала честность и ложь посредством танца. Стиль Дорис Хэмфри основывался на падениях и сохранениях равновесия, с использованием ритма дыхания для движения вверх и вниз.

Австрийский танцовщик, хореограф и теоретик искусства танца Рудольф фон Лабан разработал детальную систему записи шагов и движений («лабанотацию»), стремился систематизировать принципы движения тела, описать их все возможные типы и направления, пытался установить взаимосвязь психологии с движением. Ученик и сотрудник Лабана Курт Йосс осознал необходимость соединения выразительности модерна с техникой классического танца и пантомимы.

Чарльз Вайдман - выдающийся танцор и хореограф своего времени, создатель кинетической пантомимы - также признан одним из пионеров американского модерна.

Танец модерн во многом свободен от традиционных черт танцевального искусства, таких, как «красивость» и «развлекательность».

Танец модерн оказал влияние и на классический танец. Ни один из крупнейших балетмейстеров ХХ в., от Горского, Фокина и Нижинского и до Баланчина и Григоровича, не прошёл мимо отдельных частных открытий в этом направлении.

Наиболее популярным в настоящее время стал союз джаза и модерна.

Фото с сайта www.depositphotos.com


Рекомендуемая литература по танцам


<< Назад: Современный танец


Мария Василевская «Танцы от А до Я» Книга о танцах для широкого круга читателей



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8